Разработка и регистрация бренда питьевой бутилированной воды «Прохладица»
В конце 2014 года к нам в студию обратился индивидуальный предприниматель из города Клин с задачей разработки и регистрации бренда питьевой бутилированной воды.
Исходные данные
Направление деятельности предпринимателя: производство питьевой бутилированной воды и ее доставка. Вода – природная из артезианской скважины, прошедшая многоступенчатую очистку и высокотехнологичную обработку. Первоначально планировалось производство бутилированной воды на мощностях заводов-партнеров в таре 19 литров. В перспективе – собственное производство в различной таре на современном американском (Universal Aqua Technologies.Inc) и итальянском (Ave Industries S.p.A.и ALKAM s.r.l.) оборудовании. Контроль качества соответствия питьевой воды планируется осуществлять в собственной сертифицированной лаборатории по физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим параметрам, требованиям СанПиН.
Потребители: как частные лица (доставка воды на дом), так и предприятия (доставка воды в офис).
Основные конкуренты: «Королевская вода», «Старо-Мытищенская», «Nestle», «Архыз», «Черноголовская».
Из преимуществ были отмечены: качество и экологическая чистота продукта. А также хороший уровень сервиса, в частности, срочная доставка «день в день».
Задача
Разработка бренда питьевой бутилированной воды предусматривала следующие этапы:
- 1. Разработка охраноспособного названия, которое успешно пройдет патентную проверку.
- 2. Создание оригинальной графики к названию, подбор шрифтового и цветового решения для получения комбинированного обозначения под регистрацию.
- 3. Запуск процедуры регистрации комбинированного обозначения в Роспатенте.
- 4. Услуга по сопровождению заявки до момента регистрации и получения свидетельства на товарный знак.
Этап 1: разработка словесного обозначения для питьевой бутилированной воды под регистрацию в Роспатенте
На рынке бутилированной воды достаточно игроков на сегодняшний день. Нам предстояло придумать слово, которое говорило бы о продукте многое: и о его качестве, и о его свежести, и о том, что это вода, что она кристальная, чистая, возможно, родниковая. При этом бренд питьевой воды должен легко восприниматься и ассоциироваться с прохладой, чистотой и экологичностью.
Перед нами стояла задача создать уникальное кириллическое слово, которое способно пройти проверку на патентную чистоту.
Решение
После проработки множества вариантов названия, выбор заказчика остановился на следующем варианте:
Название – неологизм (придуманное, ранее не существующее слово), образованный от двух слов - ПРОХЛАДная воДИЦА.
Данный вариант наиболее полно соответствовал брифу на нейминг, т.к. в нем было отражено следующее:
- 1. Имея в составе производное от слова «водица», название имеет отличные ассоциации с водой. «Прохладица» - женского рода, что согласуется с родом названия самого продукта (вода - тоже женского рода).
- 2. Имея в составе производную от определения «прохладная», название несет положительные ассоциации, связанные с утолением жажды и хорошими вкусовыми характеристиками.
- 3. Наличие буквы «ц» в слове вызывает ассоциации со словом «колодец», что дает вектор новых смысловых образов: чистая, колодезная, экологичная, холодная.
- 4. Фонетика слова лаконичная, яркая, звучная. Наличие звуков «р», «л», «д», «ц» придает слову мелодичности, и добавляет ассоциации с кристальностью, родниковостью.
- 5. Благодаря уменьшительной форме, название «Прохладица» вызывает доверие и подсознательно ассоциируется с чем-то добрым и настоящим – идеальное решение для такого натурального продукта как вода.
- 6. Являясь неологизмом, «Прохладица» имела все шансы успешно пройти проверку на патентную чистоту.
Проверка словесного обозначение на патентную чистоту
Патентный поверенный, проверив название «Прохладица» по БД Роспатента зарегистрированных товарных знаков, оценил вероятность регистрации обозначения в 70%, что является неплохим показателем. С такими шансами можно работать дальше. Тем более, что индивидуально разработанное графическое изображение знака еще немного поднимет вероятность регистрации.
Результат этапа 1: 14 января 2015 года заказчик утвердил словесное обозначение «Прохладица» для дальнейшей работы.
Этап 2: разработка оригинального графического изображения бренда питьевой бутилированной воды
После того, как название было утверждено, мы приступили к разработке графической части товарного знака. Оригинальная графика призвана помочь продукту визуально запомниться потребителю и выделить новый бренд на полках среди конкурентов.
Формула знака
Для будущего товарного знака «Прохладица» был разработан графический элемент, представляющий собой абстракцию, в которой угадываются отсылки к зеленным побегам и каплям воды:
Компонуем графическую часть знака с названием и получаем окончательный вариант комбинированного обозначения:
На первом плане листочки сочного зеленого цвета – символ жизни и роста, что ассоциируется с экологичностью, родниковостью. Ведь именно родники, как правило, протекают в заповедных местах, окруженные зелеными, сочными побегами растений. Листочки окружены стилизованным изображением воды, которое можно воспринимать и как крохотную капельку, и как всемирный океан. Использование в графике бренда питьевой воды сферических элементов белого и голубого цветов - придают ему воздушности, пузырьковости, чистоты. То, что изображение составлено из нескольких элементов, гармонично перекликающихся между собой, делает его более живым и запоминающимся. Как мы видим, в не сложной форме логотипа уместилось множество ассоциаций с тематикой чистого, прохладного, экологичного продукта - воды.
Завершает композицию шрифтовое написание названия «Прохладица». Шрифтовая составляющая под стать изображению – градиентная заливка синего цвета словно наполняет буквы влагой. Шрифт подчеркивает достоинства графической части: явную ассоциацию с водой, пузырьками, чистотой. Ниже названия самого продукта, расположена надпись «чистая водица», которая еще раз, но уже достаточно явно акцентирует внимание на экологичности и чистоте продукта.
Результат этапа 2: 27 января 2015 года заказчик утвердил комбинированное обозначение под регистрацию.
Этап 3: подача заявки в Роспатент на регистрацию товарного знака питьевой бутилированной воды
Знак готов. Теперь можно приступать к регистрационным действиям.
Наш патентный поверенный подает заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент. Делается это с помощью электронного сервиса. При этом на подачу и регистрацию заявки затрачиваются считанные минуты. В результате, 08 февраля 2015 года была подана и зарегистрирована заявка на регистрацию за номером 2015702923.
Далее, порядка 30 дней уходит на формальную экспертизу. В этот период осуществляется проверка правильности оформления заявки, всего прилагаемого к заявке пакета документов, оплаты пошлины. 05 марта 2015 года заявка завершила формальную экспертизу и мы получили документ - решение о принятии заявки к рассмотрению.
Затем, самое долгое по времени – осуществление экспертизы по-существу. Она может продолжаться и более года. В ходе данной процедуры эксперты проверяют заявленное комбинированное обозначение на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками в данных классах и с поданными на регистрацию обозначениями (БД поданных на регистрацию заявок). Кроме вышеперечисленного эксперты обязаны убедиться в отсутствии законных оснований, которые могли бы препятствовать регистрации данного товарного знака.
Этап 4: сопровождение заявки до момента регистрации
По результатам экспертизы выносится либо положительное решение, либо, увы, отказ (такое в нашей практике встречается очень редко). Если всё прошло благополучно, то наступает момент оплаты госпошлины за регистрацию, после чего нужно оформить ходатайство о регистрации товарного знака. В течение трех месяцев оригинал свидетельства о регистрации товарного знака поступает почтой России на тот почтовый адрес, что был указан в заявлении.
Если бы нам поступило уведомление от экспертизы (отказ в регистрации), то в рамках услуги сопровождения заявки мы бы подготовили ответ и, согласовав его с заказчиком отправили в Роспатент. На нашей практике в 75-80% случаев, если ответ подготовлен грамотно – возражения экспертов снимаются и те принимают положительное решение по регистрации товарного знака.
В случае с «Прохладицей» у экспертов никаких вопросов и замечаний не возникло.
Как результат, 12 апреля 2016 года мы получили положительное решение экспертизы.
После оплаты гос. пошлины и написания ходатайства о регистрации товарный знак «Прохладица» был зарегистрирован. С чем мы рады поздравить заказчика - индивидуального предпринимателя Гаврилюка Павла Викторовича.