Введение потребителя в заблуждение - как уменьшить риски отказа в регистрации через дизайн
Под брендом WORLDSCOOTER предприниматель из Балашихи планировал производство и продажу мототехники. Нам необходимо было проверить название на охраноспособность и новизну, оценив вероятность регистрации, а также разработать дизайн и организовать регистрацию товарного знака в Роспатенте.
Задача
Направление деятельности – производство мототехники: мотоциклы, скутера, мопеды, электробайки.
Отличие техники от конкурентов – это функциональный обвес и более высокая надежность при идентичных ценах на аналогичные модели.
Потребители – в основном мужчины от 20-65 лет, использующие мототехнику для повседневной эксплуатации. Социальное положение - работающие, пенсионеры, студенты. Это те, кто хочет кататься, но не имеет возможности купить более дорогой байк. Либо для практики - поучиться на более дешевом, чтобы затем пересесть на более дорогой.
Этапы работ
- 1. Проверка названия на охраноспособность и новизну.
- 2. Дизайн товарного знака.
- 3. Регистрация товарного знака в Роспатенте
Этап 1. Проверка названия на охраноспособность и новизну
Проверка показала, что по новизне все хорошо - схожих товарных знаков в 12 и 35 классах МКТУ обнаружено не было.
Зато были другие сложности. WORLDSCOOTER можно перевести с английского как «мировой скутер» или иначе – «скутер, представленный во всем мире».
Это могло повлечь два основания для отказа в регистрации:
- 1. Отсутствие охраноспособности в связи с указанием на товар (скутер) и его свойство, носящее хвалебный характер – всемирный, представленный по всему миру.
- 2. Введение потребителей в заблуждение относительного того, что скутеры заявителя представлены и продаются по всему миру. Т.е. что это не локальный, не региональный игрок, а прямо мировой. В ином случае – эксперты Роспатента могли затребовать доказательства того, на каком основании заявитель может называть свои товары всемирными. А доказательств таких не было.
Результат этапа 1 - вероятность регистрации товарного знака
Вероятность регистрации словесного товарного знака WORLDSCOOTER была оценена поверенным в 50%. И оставшиеся 50% - это риски отказа по основанию неохраноспособности, либо введения потребителей в заблуждение.
Для решения проблемы с отказом нами была выработана стратегия, способная существенно поднять вероятность регистрации товарного знака с помощью дизайна. Ниже – раскроем суть стратегии.
Этап 2. Дизайн товарного знака мототехники, повышение вероятности регистрации
По возможному отказу в регистрации в связи с отсутствием охраноспособности решение было стандартным
Здесь был необходим любой оригинальный дизайн и доминирующие относительно названия графические элементы. Тогда, даже если экспертиза признает название неохраноспособным, то товарный знак будет зарегистрирован с указанием словесного элемента в качестве неохраняемого. Это, конечно, не лучший вариант, т.к. в этом случае конкуренты смогут использовать такое же название, но с другим дизайном. Ну хотя бы так.
А вот что делать с возможным отказом, связанным с введением потребителей в заблуждение?
Было выработано следующее решение – необходимо интегрировать графику в буквы названия таким образом, чтобы название не прочитывалось, как WORLDSCOOTER, а лишь угадывалось.
И здесь уже решение было за нашим дизайнером.
Две подряд буквы "O" обратили на себя внимание, и дизайнер интегрировал в них колеса стремительно разгоняющегося и чуть вставшего на дыбы мотоцикла, управляемого байкером:
Стремительность образу придают стилизованные брызги, летящие из-под заднего колеса, также обыгранные в первой и последней буквах названия.
В целом знак выражает основательность, мобильность, динамичность, стремление к развитию.
И что немаловажно для регистрации, название сейчас формально прочитывается как WORLDSC TER
И в таком виде оно уже не вводит потребителей в заблуждение, т.к. прямо не может быть переведено как «мировой скутер».
Также сделали компактную версию знака на основе букв WS и графики для размещения лого в ограниченном пространстве:
Результат этапа №2
Оценив дизайн, патентный поверенный поднял вероятность регистрации товарного знака с 50% до 85%.
Это отличный показатель - с таким можно смело начинать процедуру в Роспатенте.
Этап №3. Регистрация товарного знака
31.10.2021 года - подаем заявку на регистрацию. Получаем от Роспатента форму 940 с регистрационным номером 2021771604.
24.11.2021 года – заявка проходит формальную экспертизу и начинается экспертиза по-существу.
24.03.2022 года – принимается положительное решение о регистрации. Словесный элемент не исключен из правовой охраны, т.е. охраняется!
14.04.2022 года – после оплаты гос.пошлин товарный знак регистрируется за номером 863968.
Результат этапа №3.
Зарегистрирован комбинированный товарный знак c охраняемым названием WORLDSCOOTER.
Это означает, что конкуренты не смогут безнаказанно использовать схожие до степени смешения обозначения в своей коммерческой деятельности.
В результате посредством дизайна решили сразу несколько задач. С одной стороны подняли вероятность регистрации с 50% до 85%, в итоге обеспечив названию охрану и существенно сократив риски отказа по основанию введения потребителей в заблуждение. С другой - создали основательный и динамичный визуальный образ бренда WORLDSCOOTER, который позволит отлично идентифицировать бренд и выделиться на фоне конкурентов.